100 лет со дня рождения Зулейхи БЕКИРОВОЙ (1913-1999), художника декоративно-прикладного искусства, мастера крымскотатарской вышивки
Когда принц Чарльз Уэльский приезжал в 1990-е годы в Крым и посетил ханский дворец в Бахчисарае, его больше всего поразили изделия крымскотатарской вышивки, а в царской семье Романовых даже имелась целая коллекция из разнообразных образцов традиционной крымскотатарской вышивки.
льшие коллекции уникальных изделий крымскотатарской вышивки принадлежали известному историку А. Бертье-Делагарду, знаменитому художнику И. Айвазовскому, ученому-филологу А. Суперанской.
Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что интерес к предметам декоративно-прикладного искусства крымских татар огромен, а вышитые изделия пользуются популярностью и среди представителей других культур.
Одной из наиболее ярких представительниц данного направления была Зулейха Бекирова (1913 – 1999) – большой знаток традиционной крымскотатарской вышивки и ткачества, мастер декоративно-прикладного искусства, талантливый педагог, член Союза художников СССР. В этом году ей исполнилось бы 100 лет.
З. Бекирова родилась в 1913 году в с. Моллалар Джанкойского района. С детства проявляла интерес к вышивке, и мать-рукодельница обучала ее азам этого старинного искусства.
Через некоторое время родители отправили дочь в Кезлев (Евпаторию) в артель «Эски орнек» к известной вышивальщице довоенного Крыма Адавие Эфендиевой (которой, кстати, были собраны около 300 видов крымскотатарских орнаментов), для того чтобы девочка имела возможность профессионально осваивать различные виды техник вышивания.
Заниматься вышивкой дано не каждому, это искусство требует большого терпения, усидчивости и, главное, огромного желания. Зулейхе были присущи все эти качества, поэтому она с легкостью бралась за любой орнамент, узор.
Будучи способной ученицей, девушка вскоре стала одной из лучших мастериц-вышивальщиц в артели, успешно выполняя самые сложные элементы орнаментальной композиции. Ее направили на учебу в Московский художественно-промышленный техникум. Проявляя огромный интерес к технической реализации орнаментов, З. Бекирова освоила элементы традиционной вышивки не только крымских татар, но и многих народов Востока. Участвовала в научных экспедициях в республики Средней Азии и Казахстан, по результатам которых собрала богатый материал по ковроткачеству.
Желая продолжить свое образование, она поступила в Московский институт декоративного и прикладного искусства. Одновременно активно и плодотворно занималась творчеством, ее работы постоянно выставлялись на различных всесоюзных и международных выставках.
Наиболее известные из них – гобелены «Озарение», «Закат», «Весна идет» и другие. Занимаясь педагогической деятельностью, З. Бекирова преподавала в Московском художественном техникуме, передавая свои знания, опыт и умение будущим мастерам. Параллельно поступила в творческую аспирантуру при Научно-исследовательском институте художественной промышленности.
Искусствоведу Эльмире Черкезовой еще при жизни известной вышивальщицы удалось познакомиться с ней. Общение было интересным, плодотворным. Вот как сегодня она вспоминает об этом.
Из интервью с Эльмирой Черкезовой
– Эльмира-ханум, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились со знаменитой мастерицей?
– Как-то в начале 1990-х годов, увидев работы З. Бекировой, я заинтересовалась ее личностью. Зная о том, что она живет в Москве, разыскала ее адрес и написала письмо. Она сразу же откликнулась, и у нас завязалась переписка. Зулейха-ханум неоднократно писала о том, что мечтает приехать в родной Крым, посетить древний Бахчисарай. И мне захотелось помочь ей в этом.
В августе 1998 года в Республиканском краеведческом музее г.Акмесджида была проведена первая персональная выставка работ З. Бекировой, в которой она сама также принимала участие. Именно тогда состоялось наше очное знакомство и более тесное общение.
– Какой она вам запомнилась?
– Меня удивляло в этой поистине незаурядной личности то, что она очень основательно, скрупулезно относилась ко всему, начиная с рабочих моментов, заканчивая личным общением. З. Бекирова всегда грамотно, четко умела излагать свои мысли, обладала хорошей памятью. Кстати, благодаря именно ей мы смогли установить точную дату и место смерти знаменитой вышивальщицы Адавие Эфендиевой, ведь эта дата долгое время была открытой, и в биобиблиографическом словаре крымскотатарских художников, который я подготовила, стояла только дата ее рождения. Внешне высокая, худощавая, внутренне З. Бекирова всегда была сдержанным, спокойным человеком. До последнего вздоха оставалась верна своим истокам, корням.
– Какой след оставила З. Бекирова в крымскотатарском искусстве?
– Она внесла огромный вклад в крымскотатарское декоративно-прикладное искусство. Реализуя свой творческий потенциал в сфере традиционной вышивки, она сумела сохранить то богатство, которым обладала, и главное – смогла передать свой опыт будущим поколениям. Зулейха-ханум – связующая нить, соединившая прошлое с настоящим, она помогла возродить один из самых древних видов искусства – традиционную вышивку. Во многом благодаря именно З. Бекировой сегодня вышивка продолжает свое развитие, образцы ее орнаментов широко используются современными вышивальщицами.
В 1990 году Крымскотатарским фондом культуры З. Бекирова была приглашена в Акмесджид для обучения группы крымскотатарских девушек технике традиционной вышивки. Ею было подготовлено большое количество орнаментальных композиций для начинающих вышивальщиц. Она обучила девушек наиболее распространенным видам традиционной крымскотатарской вышивки, в том числе такой сложной технике, как «татар ишлеме» – глухая двусторонняя гладь.
Одной из наиболее способных, увлеченных учениц оказалась Эльвира Османова, принявшая творческую эстафету от Зулейхи Бекировой, и сейчас она уже имеет своих учениц, которые перенимают у нее секреты национальной вышивки, – Халиде Кипчакову, Венеру Курмаеву и других. Сейчас в основном вышивают наиболее востребованную сувенирную продукцию, применяя в своей работе преимущественно технику «мыкълама».
Таким образом, преемственность поколений в крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве сегодня сохраняется.
Вышивка издавна была распространена у крымских татар, и это было связано с укладом жизни, традициями, ментальностью народа. Всего существовало 12 техник вышивания, из них в литературе описаны 10. Каждую девочку по достижении 12 лет старались обучить азам вышивания. С этого возраста она начинала собирать себе приданое, изготовленное собственными руками: комплекты белья, большое количество вышитых полотенец, марама и т. п.
Вышитые изделия были непременными атрибутами многих обрядов крымских татар – сёз кесима, нишана и т. п. Основной особенностью крымскотатарской национальной вышивки является изысканность цветовых соотношений, благородство, сложность и многообразие технических приемов. Все это свидетельствует о богатстве ее истоков, высоком эстетическом вкусе народа.
«Наша культура уникальна, – говорит Э. Черкезова, – поскольку мы, будучи коренным народом, сформировавшимся на этой земле, являемся носителями богатого духовного наследия, которое передали нам наши предки, и недооценивать этого сегодня мы не имеем права».
Зулейха Бекирова скончалась в 1999 году после продолжительной болезни. Похоронена в Москве. К сожалению, детей у нее не было и ухаживать за могилой было некому. Лишь несколько лет назад силами крымскотатарских мастеров декоративно-прикладного искусства, а также нашими соотечественниками, проживающими в Москве, были собраны средства и установлена надмогильная плита – на черном камне выгравирован орнамент и арабской вязью выбита традиционная фраза Рухуна эль фатиха (Молитва за упокой души). Это памятник Мастерице золотой иглы и нити, много лет своей жизни посвятившей крымскотатарскому искусству и которой суждено было обрести вечный покой далеко за пределами любимой отчизны…
16 апреля в 12.00 ч. в Акмесджиде во Всеукраинском информационно-культурном центре (ул. Павленко, 48) по инициативе Э. Черкезовой состоялась выставка-семинар «Преемственность поколений» («Несиллер багъы»), приуроченная к 100-летию со дня рождения Зулейхи Бекировой.
В рамках выставки экспонировались работы учениц знаменитой мастерицы, а также обсуждались актуальные проблем декоративно-прикладного искусства, в частности современной вышивки.